КРИЗИС 3 ЛЕТ
Наконец-то Вашему ребенку ровно три года. Он уже почти самостоятельный. Ему можно многое доверить делать самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь Вам. И вдруг ...
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).
Кризис 3 лет– граница между ранним и дошкольным возрастом– один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет
-
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
-
Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
-
Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
-
Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
-
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
-
При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.
-
Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
-
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...
-
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
-
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ
-
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
-
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5– 4 годам.
-
Пик упрямства приходится на 2,5—3 года.
-
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
-
Девочки капризничают больше, чем мальчики.
-
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых– до 19 раз!
-
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего, это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Как воспитывать ребенка без физического наказания
Знаете ли Вы, что 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержки и руководстве со стороны родителей.
Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:
- Возмущение , обиду: “Это несправедливо».
- Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь.»
- Протест: "Я сделаю им назло!"
- Изворотливость: "В следующий раз я постараюсь не попасться!"
- Снижение самооценки: "Я плохой".
- Непонимание : "А что я сделал такого, за что меня наказывают? "
механизм развития конфликта
Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация—мысли—чувства—действия.
1. Ситуация .Причины.
Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
- Не слушается, дерется, ведет себя вызывающе,
- Обманывает,
- Ворует,
- Не выполняет домашних обязанностей,
- Ломает игрушки, портит вещи,
- Капризничает во время еды, при отходе ко сну,
- Надоедает , пристает требует,
- Делает все медленно
- Плохо учится,
- Ноет, хнычет.
2.Мысли.
Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, как они себе его воображают. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.
3. Чувства
Отрицательные чувства родителей—раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию).
4. Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.
Советы родителям.
1. На уровне ситуации.
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.
2. На уровне мыслей и образов
- Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
- И дети, и взрослые лгут, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.
3. На уровне чувств
Если поведение ребенка все– таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании
4. На уровне действий
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.